Токмакова Марина Максимовна, ровесник Перестройки

+++++
27.10.2015
Токмакова Марина Максимовна, ровесник Перестройки Токмакова Марина Максимовна, ровесник Перестройки

Послушайте мою историю, было это примерно 5 лет назад, в ясный теплый июньский день. Работая курьером, я была по заданию, в самом центре Москвы, возле Кремля. Передав посылку, я решила заглянуть на Красную площадь. В этот день здесь проходила ярмарка народных промыслов и ремесел.

В одном из рядов, я приметила загадочную бабушку, которая продавала расписные изделия. Причем, эти изделия были не совсем обычными и отличались от того что мы привыкли видеть и представлять себе как русские народные росписи. Всем знакомы Хохлома, Городец, росписи Павлово-Посадских платков. Она рисовала их сама. На белом или деревянном фоне изделия, она наносила тонкой кистью странные черточки и завитки, которые превращались в некие магические символы неизвестной мне росписи.

Я подошла к ней и стала наблюдать, за ее работой.

-Тебе нравится? – спросила она. Я кивнула головой. - На вот возьми, - она протянула мне расписную ложку,– здесь нарисована птица счастья. Дома покроешь лаком, лучше всего акриловым.

По дороге домой, я несколько раз доставала эту ложку и рассматривала загадочный рисунок, словно пытаясь расшифровать древнюю надпись.

Придя домой, я решила больше узнать про русские народные росписи, мне на помощь пришел интернет.

Я задала вопрос на форуме антикваров, неизвестна ли им такая роспись. Надо мной вначале посмеялись, но проявив немного терпения, я получила ответ на все интересующие меня вопросы.

Роспись которой владела бабушка, называется мезенская роспись и относится к русским росписям Северной Двины. А есть еще и Пермогорская, Уфтюжская, Пучугская, Борецкая, Ракульская, Северодвинская.

Я была очень удивлена, как много мы не знаем о нашей родной культуре и искусстве, живя в России и считая себя одним из самых образованных народов мира.

Возможно этот импульс дала мне та необычная бабушка с Красной площади, а может быть я сама внутренне долго шла к этому, но мне захотелось восполнить этот пробел.

Но это только присказка, так как сама история о которой я хочу рассказать, только начинается.

Я родилась в городе Троицке, Московской области 9 ноября 1985 года. Училась в обычной среднеобразовательной школе. Моими любимыми предметами были обществознание, литература, история родного края, музыка, физкультура. А с наибольшей радостью, я ходила на уроки изобразительного искусства.

На днях мой папа выложил на страницу Вконтакте мои детские рисунки, которые я рисовала, когда мне было 3 года. Это единственные сохранившиеся детские рисунки, а рисовала я очень много, очень обидно что всё было потеряно.

После школы я поступила в Лицей Анимационной Кинематографии, по специальности художник-декоратор. Училась рисовать декорации для мультфильмов. Однако после окончания лицея, мне стало не до художественного творчества, родилась двойня – двое моих неутомимых помощников по хозяйству Ярослав и Светлана. Понятное дело, что свободного времени у меня не было. Продолжить обучение мне удалось лишь спустя 6 лет, в 2010 году. В это же время я увлеклась русскими народными росписями, которые определили вектор моего дальнейшего развития.

Летом 2010 года, я поступила в Колледж Художественных Ремесел № 59 города Москвы, на кафедру Декоративно-прикладного искусства, на очное отделение. Каждый день я ездила из Троицка в Москву, туда и обратно, с красками и мольбертами, с тубусом художника, попутно выполняя курьерские поручения, которые позволяли оплачивать мой проезд и частично художественные материалы. Чтобы получать повышенную стипендию – 400 рублей, я старалась учиться на отлично. И все равно такой стипендии мне хватало только на 3 дня оплаты проезда из Троицка до Москвы и обратно. Работая курьером мне приходилось много ходить пешком, часто стараясь сэкономить лишние 30-40 рублей я не садилась в автобус, а шла эти несколько остановок пешком. Так я начала бегать и теперь я часто завоевываю первые места в троицких соревнованиях.

В первый год обучения я освоила технику свободной кистевой росписи по дереву. Мы изучали Городецкую роспись и ездили с экскурсией в Городец Нижегородской области, где в конце 18 века появился городецкий промысел. Изначально городецкие мастера расписывали прялочные донца, сейчас они расписывают различные предметы, в основном разделочные доски, предметы мебели и посуду. Самым моим любимым художником этого направления стал Мазин Игнатий Андреевич, который занимался городецким промыслом в начале 20 века. Свою первую семестровую работу я выполнила в его «фирменном» стиле, который можно назвать «стилем старых мастеров». Эта работа была отобрана колледжем в художественную коллекцию музея.

Во втором полугодии мы начали рисовать мои любимые росписи русского Севера. Эти росписи являются для меня самыми притягательными, я всегда стараюсь уделить несколько свободных минут в день, чтобы расписать новое изделие в этом стиле. Практически в каждом селе и уезде русского Севера бытовали крестьянские росписи. Деревенские художники весной, летом и осенью занимались сельским хозяйством, а зимой могли позволить себе некие вольности. Они украшали свой быт затейливыми изображениями крестьянского быта и окружающей природы. При незначительных отличиях в способах нанесения рисунков, здесь преобладают растительные орнаменты, художественные образы Земли, Солнца, птиц, зверей, образ Сеятеля и Жнеца, также символы Плодородия и Урожая.

Свой диплом по окончанию Колледжа №59 я защищала именно по борецкой росписи. Я расписала деревянную хлебницу, на которой спереди были изображены воин с мечем и русская красавица, а по бокам хлебницы изображены Жница и Сеятель.

На втором курсе мы изучали известную всем хохлому, однако не все знают, что хохлома бывает разная, существует техника верхового письма и так называемая техника письма «под фон». При верховом письме сначала изделие покрывают золотом, а потом поверх него рисуют яркие узоры. А во втором случае поверх золота рисуют фон, обводя контуры узора черной краской. Зрителю кажется, будто узор выполнен золотом по черному фону, а на самом деле всё наоборот.

Далее мы изучали росписи по металлу. Эти росписи стали для меня еще одним открытием. В росписях по дереву чаще используются акриловые и темперные краски. А по металлу рисуют маслом. Самой известной росписью считается Жостовская роспись. Жостово это еще одна моя маленькая слабость - я коллекционирую жостовские подносы. В моей коллекции уже несколько десятков подносов. Есть даже изделия ведущих художников жостовской фабрики, работавших в начале и середине прошлого века, эти подносы весьма хорошо сохранились, имеют клеймо фабрики и собственноручную подпись художника. Некоторые жостовские техники позволяют получить неповторимые образы с помощью различных художественных материалов и разных приемов.

Например, изобразив сказочную, мудрую сову, сидящую на дубе в окружении осенних листьев, я решила придать листьям эффект свечения, используя алюминиевый, бронзовый порошок, и разные оттенки золота.

Следующая роспись, которую изучают в нашем колледже, называется Федоскинская. Название этой росписи происходит от села Федоскино в Московской области. Она входит в семейство русских лаковых миниатюрных росписей.

Это было уже на последнем году обучения. Мне начинало казаться, что я уже приобрела достаточно знаний, которых, как я считала, мне хватит на всю оставшуюся жизнь, но мои учителя думали по-другому. На четвертом курсе я мало что успевала сделать, объем учебных заданий казалось превышал мои возможности. А по размеру они становились всё меньше и меньше. Не случайно техника этой росписи так и называется - русская лаковая миниатюра.

Картина, которая спокойно могла бы поместиться на огромной стене Третьяковской галереи, рисуется на изделии размером со спичечный коробок. Русские мастера издавна славились умением «подковать блоху», росписи лаковой миниатюры выполняются с помощью увеличительного стекла и сверхтонкой кисти – колонок № 0. Помимо Федоскинской росписи к ним относятся Палех, Холуй, Мстёра. Все эти росписи содержат огромное количество мелких элементов и деталей и заставляют зрителя всматриваться, подолгу любоваться сказочными картинками, изображениями на маленьких шкатулках.

Мои учителя придали мне новой энергии. Окончив колледж Художественных ремесел №59, получив диплом художника-мастера народных промыслов, я решила не останавливаться на достигнутом. Я поступила в Московский Государственный Областной Университет (МГОУ) по своей специальности - декоративно-прикладное искусство и народные ремесла (ДПИ и НР). С этого года 2015 я буду обучаться в течении пяти лет, я хочу получить диплом о Высшем образовании, новые знания, повысить квалификацию и свои художественные навыки.

Жаль, что мне придется проходить обучение заочно, в школу «Бабенская игрушка», пос. Шишкин Лес срочно требовался художник-преподаватель, обучать детей технике народной росписи, живописи и истории искусств. Меня пригласили работать в художественной школе. Теперь приходится совмещать обучение и работу.

У меня имеется большая коллекция книг по русским народным росписям, я обучаю детей. Так как я сама являюсь мамой, то я неплохо владею знанием детской психологии, я учусь в университете, иногда выполняю заказы художественных мастерских, сотрудничаю с Молодежной палатой города Троицка, являюсь её активным участником. Я считаю себя успешным человеком. Однажды доставляя курьерскую почту из Троицка в Москву я встретила одну замечательную старушку, она открыла для меня новый мир. Теперь я загорелась желанием продолжить ее дело. В городском музее Троицка я планирую вести кружок краеведения, хочу издать свою собственную книгу-исследование, посвященную забытым росписям Южного Подмосковья.

На этом мой рассказ не заканчивается, и история имеет продолжение. Мое исследование будет посвящено культуре и традициям России, а также людям, которые занимаются ее возрождением.

Очень много интересных находок можно обнаружить просто посмотрев вокруг. Мы привыкли глядеть вдаль, думать о звездах, при этом не видя того, что находится у нас под ногами, мы перешагиваем, проходим мимо или разрушаем, затаптываем. Давайте хранить нашу историю и наше культурное наследие. Оно является связующей нитью между нами и нашим прошлым. А без осознания прошлого не может быть успешного будущего.

P.S: Марина Токмакова, художник-мастер, окончила Колледж Художественных ремесел №59 по специальности Декоративно-прикладное искусство. Живет в городе Троицке, развивает и пропагандирует свое увлечение народными ремеслами. В её копилке такие средства как роспись матрёшек (этот символ России родом из Троицка), обучение молодежи народным ремеслам (преподает роспись в центре Доверие г.Троицк), создание книги по росписям Южного Подмосковья (в процессе). В настоящее время обучается в университете. 



Наша страница Вконтакте >>>TROITSK.PRO


Просмотров: 600
Оставьте комментарий
Имя*:

Подписаться на комментарии (впишите e-mail):

Введите код с картинки:
* — Поля, обязательные для заполнения