Основные идеи русского символизма

+++++
15.11.2016
Основные идеи русского символизма

В конце XIX – начале XX веков Россия находилась на грани серьёзных перемен. Общество жаждало изменений, предчувствовало приближение чего-то нового, ещё неизведанного, но не неумолимого. Весь мир вокруг преображался, и Россия также должна была вступить в эпоху новых знаний, новой культуры и новых отношений.

Эти витающие в воздухе настроения нашли своеобразное выражение в течении символизма, популярного в искусстве рубежа веков. Главным образом, в литературе нашли отклик идеи подсознания, мистицизма, иносказательности, почерпнутые модернистски настроенными молодыми умами из западной науки, искусства и литературы. Русские поэты и прозаики, вдохновляясь разнообразными проявлениями западной культуры (античные шедевры, творения художников эпохи Ренессанса, течение романтизма, современный реализм), переосмысляли их и перерабатывали, привносили в эти извечные темы новые идеи, переносили их на русскую почву.

Символизм в литературе открывает эпоху Серебряного века. Ярчайшие его представители, такие как Валерий Брюсов (1873-1934), Константин Бальмонт (1867-1942), Дмитрий Мережковский (1866-1941), Зинаида Гиппиус (1869-1945), Александр Блок (1880-1921), Вячеслав Иванов (1866-1949) и другие поэты, внесли весомый вклад в развитие русской поэзии, оставив не только многочисленные сборники стихов, но и отпечаток на всей русской культуре, речи и языке.

Какие же идеи развивали в своих произведениях непревзойдённые мастера поэзии начала XX века?

Как уже следует из названия течения, главным инструментом является символ, лаконичный яркий образ, за которым принято скрывать глубокое содержание. Символ может проявляться в виде туманной метафоры, прячущей за словесной пеленой вполне ощутимые, реальные вещи и события. К примеру, потрясшая многих тонко чувствующих людей первая мировая война не называется прямо, а скрывается за образами «зверя», «чудища» и другими жуткими метафорами. О тяжёлых потерях и возможном поражении не говорится вслух. К примеру, в стихотворении Зинаиды Гиппиус нет упоминания этого слова, но читатель сразу чувствует, что поэтесса имела в виду:

«Если гаснет свет — я ничего не вижу.
Если человек зверь — я его ненавижу.
Если человек хуже зверя — я его убиваю.
Если кончена моя Россия — я умираю». («Так есть», февраль 1914.)

Часто символ используется в качестве путаного намёка на какие-либо чувства автора, невесомые впечатления. В этом находит отражение идея о вторичности языковых средств, их подчиненном положении перед духом, образом, который невозможно выразить любыми словами. Тезис, выраженный в стихотворениях Фёдора Тютчева «Мысль изречённая – есть ложь», «Silentio!», обретает новое звучание. Цель поэзии видится приверженцам течения не в демонстрации великолепия природы или человеческой души, преподнесении возвышенных картин праздному потребителю, а в создании особой атмосферы вокруг изображаемого предмета, ореола таинственности, побуждающей читателя самому обнаружить и исследовать его красоты.

Одной из важных черт течения символизма в русской литературе была идея о двойственной природе реальности. Мир, по мнению поэтов-символистов, кроме будничной действительности, полон потусторонних явлений, загадочных духов. Мир иллюзорен, податлив к изменению талантливым художником, постижим посредством интуиции. Легко проследить в этих идеях влияние зарождающейся на Западе психологии. Вслед за теоретиками концепций подсознания, символисты воспринимают реальность сквозь призму снов, игру образов, масок и слов.

В соответствии с этими настроениями по-особому видится роль самого поэта в среде символистов. В их глазах любой человек, не только представитель искусства, возвышается до творца. В отличие от привычного героя произведений, обычного «среднего человека», характерного для эпохи реализма, новая личность символизма – это необыкновенно чувственный, одухотворённый романтик, ищущий света и счастья в этом несовершенном мире, полном несчастья и страданий. Этот новый человек – несомненно, преобразователь, гуманист, стремящийся улучшить жизнь других, но унылая реальность тяготит его. С помощью своего лучшего инструмента – слова, стихотворения, он пробуждает сердце читателя, обращается к глубинам души, заставляя её чутко чувствовать и откликаться на живые поэтические символы.

В этом образе, часто встречающемся в поэзии символистов, прослеживается социальный кризис, постигший страну в конце XIX – начале XXвв. Он проявляется в течении декадентства, ответвившегося от символизма и впитавшего в себя наиболее пессимистичные его тенденции.

Большое внимание уделяли поэты-символисты звуку, ритму и музыке стиха. Музыка также являлась не просто орудием воздействия на читателя или слушателя, но силой, энергией, заключённой в сочетании звуков. Создание мелодии, увлекающей адресата стиха, является для поэта столько же важной задачей, что и плетение затейливого образа. Сам размер стихотворения словно повторяет движения образов, которые в нём изображаются. Читая произведение яркого представителя «старших символистов» Фёдора Сологуба «Дождь неугомонный…», можно явственно представить себе энергичные капли на собственном окне:

«Дождь неугомонный
Шумно в стекла бьёт,
Точно враг бессонный,
Воя, слезы льёт.
Ветер, как бродяга,
Стонет под окном,
И шуршит бумага
Под моим пером» (1894г.)

На сегодняшний день можно сказать, что символизм как более широкое, нежели веяние искусства понятие, современен и свеж и поныне. Прекрасные переводы в исполнении поэтов Серебряного века позволяют современным читателям знакомиться с шедеврами мировой поэзии разных эпох. Это течение наложило свой отпечаток на прозу, музыку, живопись, драматургию. В современных песнях мы слышим отголоски трагических образов, воспетых символистами в начале прошлого века. В модной прозе можем отследить влияние их таинственной лирики. Благодаря популяризации символистами приёма иносказания, метафоры прочно вошли как в литературу, так и в повседневный лексикон. Наследие русских символистов – ценный дар потомкам, достойный бережного сохранения и глубокого внимания по сей день.

Токмакова Марина Максимовна, РГГУ, Троицк 2016г.

  1. Символизм / Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов, 1998 г.
  2. Символизм / Русская философия: словарь/Под общ. ред. М. А. Маслина / В. В. Сапов. — М.: Республика, 1995
  3. Символизм / В.Зорин. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь
  4. Русский космизм/ Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов, 1998 г.
  5. Литературное наследство. — М.: 1937. — Т. 27-28.
  6. Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л. А. Сугай. — М.: Республика, 1994. — 528 с. — (Мыслители XX в.).
  7. Пайман Аврил. История русского символизма / Авторизованный пер. с англ. В. В. Исаакович. — М.: Республика, 2000. — 415 с.
  8. Тух Б. И. Путеводитель по Серебряному веку: Краткий популярный очерк об одной эпохе в истории русской культуры. — М.: «Октопус», 2005. — 208 с. — 2-е изд.
  9. Энциклопедия символизма под ред. Жана Кассу. — М., 1998.
  10. Колобаева Л. А. Русский символизм. — М.: Изд-во МГУ, 2000. — 296 с.

Написание статей на заказ, копирайтинг, рерайтинг, заказать текст реферата, размещение рекламных статей



Наша страница Вконтакте >>>TROITSK.PRO


Просмотров: 248
Оставьте комментарий
Имя*:

Подписаться на комментарии (впишите e-mail):

Введите код с картинки:
* — Поля, обязательные для заполнения