Русский космизм как философское течение

+++++
16.11.2016
Русский космизм как философское течение

Рубеж XIX - начала XX вв. характеризуется бурным научно-техническим развитием и ошеломляющими открытиями в области астрономии, физики, химии и других сферах. Человечество всё больше узнаёт о планете Земля, об окружающем её космосе, о пространстве и законах вселенной. Эти новые знания поражают воображение, вдохновляют поэтов и художников и дают пищу для размышления философам. Ведь кроме новых идей, постоянно расширяющиеся просторы космоса ставят новые вопросы перед человечеством и человеком. Каково его место здесь? Какова его роль и предназначение? Каков смысл существования, ведь в масштабах необъятной вселенной его жизнь – всего лишь мгновение?

Эти вопросы всегда были важны для философии, но в это время они обретают особую остроту. В качестве одного из возможных вариантов решения этих проблем в начале XX в. в России развивается новое философское течение – русский космизм. Теоретики этого течения предприняли попытку обосновать место, смысл жизни человека и наметить направление дальнейшего развития общества с позиции русской ментальности и современных научных знаний.

Основоположником зарождения «космических» идей в философии принято считать Н. Ф. Фёдорова (1828-1903), несмотря на то, что термин «космизм» появился гораздо позднее – в 70 ых годах XX в. Труды Фёдорова были высоко оценены современниками и потомками. В произведении «Философия общего дела» разрабатываются основные идеи «космической философии»: согласие между силами космоса и человеческого разума, контроль над природными стихиями с целью использования их в мирном русле, установление единства всего человечества, всеобщего равенства на фоне движения к прогрессу. Эти идеи позже найдут отражение и получат развитие в работах других представителей русского космизма, таких известных исследователей и мыслителей, как Александр Леонидович Чижевский (1897 — 1964), Константин Эдуардович Циолковский (1857 — 1935), Павел Александрович Флоренский (1882-1937), Николай Григорьевич Холодный (1882-1953), Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) и др.

Каковы же основные положения философии русского космизма и её особенности? Следует отметить, что практически во всех философских трудах представителей этого течения присутствует идея неразрывной связи человека и космоса. Несмотря на превосходящие сознание человека размеры вселенной, человеку в ней отводится важное место. Человек в мировоззрении космистов не незначительная песчинка, а равноценный творец. Если речь идёт о религиозно-философском ответвлении, то человек является носителем божественной воли и преображает природу и космос в соответствии с замыслами бога. «Воспринимая и нося в своём сознании вечную божественную идею и вместе с тем … неразрывно связанный с природой внешнего мира, человек является естественным посредником между Богом и материальным бытием, проводником всеединящего божественного начала … - устроителем и организатором вселенной», - так определяет роль человека в космосе в работе «Чтения о Бого-человечестве» В.С. Соловьёв.

В представлении естественно-научного течения человек – активная преобразующая сила, способная с помощью науки усовершенствовать не только организацию собственного общества, родной планеты, но и продвигаясь в глубины космоса сеять зерна гармонии и знания в других мирах. В трудах многих философов прослеживается идея освоения и заселения необитаемых пока планет землянами. Это традиционный русский образ – самоотверженный труженик во имя всеобщего блага разрабатывает пустынные земли и превращает их в обитаемый райский уголок.

Связь космоса и человека в философии космистов является обоюдной: как человек реагирует на изменяющийся мир вокруг него, так и космос, словно живой организм, откликается на действия человека. Так зарождается понятие космической этики – представления о том, что человеку следует внимательно и осторожно относиться к миру, взвешивая и продумывая свои шаги и возможные последствия.

Отношение к космосу как к живому существу характерно не только для идеологов религиозного космизма. Представители научного подхода также одухотворяют силы вселенной. По их мнению, космос обладает свойством реагировать, развиваться и эволюционировать под воздействием собственных внутренних механизмов или некой воли (теория панпсихизма Циолковского). О воле вселенной К.Э. Циолковский говорит, что она бесконечна и позитивна: «разрушения или смерти будут повторяться, бесчисленное множество раз, но все эти разрушения не есть исчезновения, а возникновения», жизнь вселенной «непрерывна, счастлива, могущественна, никогда не прекращалась и никогда не прекратится». В этой воле ученый видит первопричину возникновения жизни – всемогущая сила, способная как создать нечто столь великолепное как вселенная, так и уничтожить это, но не равнодушная, а заботящаяся о своем творении. Итогом этой заботы является постоянная эволюция, совершенствование всего существующего. Это и есть веская причина для человека считаться с этой силой, относиться к ее проявлениям бережно, ценить и любить мир вокруг себя.

Одной из интересных идей, выдвигаемых философами-космистами, является влияние явлений, происходящих в природе и процессов, протекающих в обществе. Ещё Н. Ф. Фёдоров в начале века высказал идею о необходимости управления стихиями природы с целью улучшения жизни людей в целом. Природа представляется мыслителю бессознательным хаосом, обуздание которого поможет улучшить человеческий быт, создать равные благополучные условия для жизни каждого члена общества. Подчинение сил природы способствует также пониманию природы самого человека, который является столь же сложной системой. Обретая эти знания, люди смогут лучше понимать друг друга. Таким образом, по мнению Фёдорова, общество сплотится, преодолеет разногласия и объединит усилия по повышению качества жизни, развитию науки и культуры.

Позднее с углублением знаний в области физики и химии идея о воздействии сил природы на человека получает дальнейшее развитие. А. Л. Чижевский, изучая солнечную активность, выдвинул теорию цикличности социальных событий в соответствии с интервалами солнечных всплесков. Ученый установил, что выбросы солнечного вещества, космические бури и другие катастрофы не проходят незамеченными на Земле. Кроме их физического проявления (наблюдения в телескоп, регистрация на магнитных приборах) люди могут ощущать изменения в своём поведении и самочувствии. Это явно говорит о взаимосвязи человека и космических объектов. Развивая теорию, Чижевский связывал крупные потрясения в жизни общества (беспорядки, революции и т.д.) с фазами активности Солнца.

Подводя итог, выделим основные идеи философского течения русского космизма:

    1. Тесная взаимосвязь между космосом и человеком. Космос представляет собой сложную развивающуюся систему. Человеческий разум является столь же ценным элементом этой системы, что и стихии природы и силы вселенной.
    2. В согласии с этой силой человечество должно использовать свой творческий, научный и нравственный потенциал во благо самому обществу, природе и вселенной. Преобразование природы, освоение космоса, улучшение жизни людей – это главные направления деятельности общества.
    3. Обществу на пути к прогрессу необходимо преодолеть социальные, расовые, экономические и политические преграды; сплотиться и объединиться.
    4. Существует бог или первопричина, некая внешняя разумная воля, создавшая вселенную, поддерживает ее существование и эволюцию. Человеку следует стремиться к гармонии с этой силой и развиваться в соответствии с ее ритмами, естественными законами природы.

Идеи русского космизма, как показала история, не снискали большой популярности в мире, но, несмотря на это наложили заметный отпечаток на философию, науку и культуру. В научной сфере некоторые разработки получили дальнейшее развитие, как например, изучение влияния солнечной активности на организм человека. В культуре и искусстве идеи космоэтики, экологии, освоении вселенной, путешествий к другим мирам и другие образы нашли отражение в живописи (Н.К. и Е.И. Рерихи), литературе (И. А. Ефремов). Многие эзотерические и оккультные учения почерпнули свои идеи из концепции русского космизма.

Токмакова Марина Максимовна, РГГУ, Троицк

  1. Космизм / Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов, 1998 г.
  2. Космизм / Русская философия: словарь/Под общ. ред. М. А. Маслина / В. В. Сапов. — М.: Республика, 1995
  3. Космизм / В.Зорин. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь
  4. Космизм русский / Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов, 1998 г.
  5. Русский космизм / Толковый словарь обществоведческих терминов. Н. Е. Яценко. 1999
  6. «Идеи космизма в педагогическом сознании» Ш. А. Амонашвили, доктор психологических наук, профессор, Почетный академик Российской академии образования, Руководитель Международного центра гуманной педагогики при Международном Центре Рерихов.
  7. «Философия космизма: от древности до наших дней» Железняк Г. В., директор Харьковского планетария им. Ю. А. Гагарина.
  8. Николай Смирнов. Космизм Ивана Ефремова.
  9. Книга “Русский космизм” (анталогия работ русских космистов под ред.С.Г. Семеновой и А.Г. Гачевой. 

Написание статей, сайт для размещения статей, каталог статей, добавить статью на сайт



Наша страница Вконтакте >>>TROITSK.PRO


Просмотров: 1505
Оставьте комментарий
Имя*:

Подписаться на комментарии (впишите e-mail):

Введите код с картинки:
* — Поля, обязательные для заполнения